Предложение

Предложение — общее количество товаров и услуг, выпускаемое производителем на рынок за определенный период. В отличие от закона спроса закон предложения имеет прямо пропорциональную зависимость от цены: чем больше цена на товар, тем больше предложение продукции, чем меньше цена, тем меньше товаров выпускается.

Величина и цена предложения

Базовые понятия при изучении предложения — величина и цена.

Величина предложения — количество предложенных товаров по определенной цене в данный момент на рынке.

Цена предложения — минимальная цена, за которую производитель готов продать свой товар потребителю. Эта цена является нижней планкой для производителя, иначе производство будет убыточным.

Эластичность предложения

Эластичность предложения — изменение количества производимых товаров в зависимости от изменения цены. Если предложение неэластичное, то производство сохраняется на одном уровне вне зависимости от колебаний цен. Эластичное предложение подразумевает обратную ситуацию, объем продукции постоянно изменяется в зависимости от цены.

Факторы, влияющие на предложение

На предложение влияет ряд факторов:

  • Изменение издержек производства (удорожание сырья, изменение условий сотрудничества с поставщиками и т. д.). В этом случае увеличивается себестоимость продукта, а следовательно при стабильном спросе и цене — уменьшается предложение, обратная ситуация — при падении себестоимости предложение растет (например, при разработке новых технологий, позволяющих сократить издержки).
  • Конкурентность. Выход на рынок новых производителей и продавцов, а также освоение новых ниш конкурентами.
  • Внешние факторы. Обстоятельства, не имеющие прямого отношения к рынку — природные катаклизмы, политические события (например, эмбарго в 2014 году).
  • Изменение государственной экономической политики. Изменение налогообложения определенной отрасли (например, если поднять акцизы на алкоголь, его предложение будет падать).
  • Ожидания производителей. Ожидание снижения цен на производимую продукцию будет стимулировать рост предложения сегодня.
  • Взаимозаменяемость товаров. Возникает при сокращении производства (например, если снизить производство кофе, возрастет предложение на чай).

Смотрите также:

Получайте больше полезной информации

Никакого спама,
только качественные статьи

Журнал «Финстратегия»