Спрос

Спрос — желание и возможность потребителей приобрести товар или услугу в определенный промежуток времени. Спрос и предложение — основные принципы функционирования рыночной экономики.

Величина и цена спроса

Базовые понятия при изучении спроса — величина и цена.

Величина спроса — количество товаров и услуг, которые готов приобрести платежеспособный покупатель в определенный промежуток времени.

Цена спроса — максимальная цена, которую готов заплатить потребитель за конкретный вид товаров или услуг.

Закон спроса

Закон спроса определяет зависимость спроса от цены: при равных условиях уменьшение цены ведет к увеличению спроса, при увеличении цены спрос уменьшается. Величина спроса и цена — обратно пропорциональны. В данном законе очень важно соблюдать равные условия для того, чтобы отследить, каков будет спрос при определенной цене. Графическое изображение закона спроса называется кривой спроса. Она показывает, как именно влияют друг на друга спрос и цена при различных показателях.

Закон спроса распространяется на товары народного потребления. Премиальные и статусные товары, а также товары низших категорий показывают парадоксы в поведении покупателей. Так при уменьшению цены на статусные вещи — они перестают считаться предметами роскоши, спрос на них падает. В случае с низкобюджетными товарами спрос серьезно падает, если у населения повышается доход — покупатели выбирают более качественные товары из другого ценового сегмента. В этих двух случаях закон спроса нарушается. 

Серия Iphone 5С вышла на рынок как бюджетный продукт от Apple. Несмотря на то, что эту модель могла позволить себе большая прослойка населения, спрос на нее был невысок, ведь компания Apple зарекомендовала себя как производителя высокобюджетных смартфонов, то есть прежде всего статусных вещей.

Эластичность спроса

Эластичность спроса — взаимосвязь изменения спроса по отношению к цене. Различаются разные степени эластичности спроса. При эластичном спросе небольшое снижение цены влечет за собой резкое увеличение спроса, при неэластичном — спрос не меняется даже при изменении цены.

Факторы, влияющие на спрос

Факторы, влияющие на спрос условно делятся на ценовые и неценовые. К ценовым относятся все факторы, при которых работает закон спроса.

Неценовые факторы определяют изменение спроса при сохранении цены на рассматриваемые товары и услуги. К ним относятся:

  • маркетинг и реклама: благодаря рекламе товар становится более узнаваемым и востребованным у населения — спрос на него растет;
  • мода: новые тенденции могут создавать дополнительный немотивируемый с точки зрения экономики спрос на определенный вид товаров;
  • взаимозаменяемые продукты: появление на рынке конкурентоспособных товаров, которые по своим свойствам похожи на предлагаемую продукцию, но стоят дешевле;
  • доходы населения: при общем экономическом росте увеличиваются доходы покупателей; повышается спрос на более качественные товары;
  • рост населения: спрос на товары может расти за счет увеличения населения или определенной ниши потребителей, использующих предлагаемый товар;
  • потребительские ожидания: ажиотаж вокруг определенного продукта; потребитель ожидает повышения цены — товар становится более востребованным. 

Когда в 2015 году в СМИ прошел слух, что цены на гречку могут резко вырасти, спрос на нее стал колоссальным. Многие закупали товар впрок, боясь переплатить в будущем.

 Смотрите также:

Получайте больше полезной информации

Никакого спама,
только качественные статьи

Журнал «Финстратегия»