Финансовые тренды поколения миллениалов

17.09.2018
Мария Макеева

Между миллениалами и людьми более старших поколений — целая пропасть. И дело не только в том, что они воспитывались на разных мультиках и книжках. Исторические и экономические реалии сформировали у разных поколений диаметрально противоположные образы мышления, из которых впоследствие выросли их взгляды и ежедневные привычки. Потребительское поведение миллениалов изучают и исследователи в области поведенческой экономики, и маркетологи, и крупные ритейлеры. И если ученые-экономисты ставят своей целью выделение общего паттерна поведения, то маркетологи и ритейлеры пытаются выстроить свои бизнес-процессы так, чтобы максимально привлечь к своей продукции платежеспособных миллениалов. «Финстратегия» изучила популярные статьи по поведенческой экономике и поговорила с молодыми людьми, чтобы выяснить насколько актуально представление ученых об их финансовых привычках.

Кто такие миллениалы?

Сразу оговоримся, что миллениал — это социологический термин, возрастные рамки которого довольно размыты. Условно миллениалом считают человека, рожденного в период с 1981 по 2000 год. Однако в определении куда важнее образ мышления, нежели возраст. Для миллениала характерна максимальная информатизация, увлеченность модными трендами и жизнь на пике современных тенденций. Важными факторами для поколения Y являются мобильность, быстрота и получение максимальной выгоды простыми способами.

Аренда vs Ипотека

Многие миллениалы сознательно отказываются от идеи покупать жилье, предпочитая ипотеке долгосрочную аренду. В своих работах ученые Гарвардского университета даже назвали миллениалов поколением арендаторов. Основными причинами отказа от покупки жилья называют психологически подавляющие условия: долг на десятки лет, риск потерять первоначальный взнос и частично оплаченное имущество в случае наступления неплатежеспособности, а также необходимость отказываться от различных благ в пользу ипотеки. 

Мы с мужем задумывались об ипотеке, но решили, что снимать квартиру намного лучше. Во-первых, мы не будем связаны по рукам и ногам в течение 15—30 лет. Во-вторых, если в жизни что-то резко поменяется, например, муж найдет работу на другом конце города, мы легко сможем снять квартиру поближе к его новой работе. В случае с ипотекой нам пришлось бы просто привыкать к меняющимся обстоятельствам, а не подстраивать их под себя. К тому же, аренда выходит дешевле. Не нужен гигантский первоначальный взнос, нет никаких процентов. И еще важен психологический фактор — у тебя ничего не отнимут. Если тебе будет не по карману снимать прежнее жилье, ты просто снимешь другое, подешевле. А если перестанешь выплачивать ипотеку, то потеряешь и квартиру, и все вложенные в нее деньги.

Светлана, 23 года

Смартфон — основной гаджет для выхода в интернет

Миллениалы не тратят времени даром: ответить на письма, пока стоишь в пробке, заказать доставку продуктов, не отходя от рабочего места, прочитать новый бестселлер, не разыскивая его на полках книжных магазинов — в этом весь миллениал. Быстрый, мобильный, не любящий лишних действий. Неудивительно, что такой подход поставил во главу угла смартфоны как основное средство для выхода в интернет. Ими пользуются 89% миллениалов, в то время как ноутбуки используют 75%, планшеты — 45%, а персональными компьютерами — лишь 37%.

Миллениал делает со смартфона всё: контролирует финансы, оплачивает счета, общается, заказывает продукты и другие товары, общается, следит за здоровьем, развлекается и т. д. Учитывая эту особенность, все крупные интернет-магазины, сервисы и платформы обзаводятся мобильными приложениями, чтобы не упускать платежеспособных клиентов.

 

Когда у меня сломался телефон, я был абсолютно растерян. Вещи, на которые у меня прежде уходило пару минут, стали сложными и обременительными. Я оплачивал счета за квартиру в одно касание с помощью мобильного банкинга, пользовался такси, каршерингом, бронировал отели, заказывал продукты. И тут целая неделя тишины. Да, все эти задачи можно решить и с компьютера, но нужно выделить время на то, чтобы посидеть за ним, а это не всегда удобно. Смартфон позволял решать рутинные задачи совместно с другими делами, экономя время и силы.

Александр, 30 лет

Соцсети — главный рекламный канал

Миллениалы активно пользуются социальными сетями. Изначально задуманные как средство для общения, со временем они стали мощным маркетинговым инструментом, создающим условия для открытого диалога между продавцом и покупателем. Соцсети задают модные тренды, позволяют общаться с единомышленниками со схожими потребительскими привычками и служат мощным двигателем развития торговли. Для сравнения традиционные методы рекламы и продвижения (ТВ, радио, наружная реклама и печать) практически не востребованы аудиторией миллениалов, поэтому ритейлерам приходится интегрироваться в пространство социальных медиа для привлечения клиентов. 

Для меня наличие активных соцсетей у магазина — показатель открытости бренда. Я знаю, что в случае получения некачественной услуги, я смогу написать в группу и получить обратную связь. Еще через соцсети я узнаю о новых товарах, акциях и специальных предложениях. Это очень удобно. Мне не приходится переключаться между разными каналами получения информации. Я захожу почитать новостную ленту и вместе с обновлениями вижу полезные посты. Иногда они позволяют «урвать халяву» — например, косметические магазины часто устраивают акции с семплами и пробниками или дарят их на открытии новых магазинов. Обо всем этом я узнаю в соцсетях и получаю возможность попробовать дорогостоящие товары без покупки.

Ксения, 24 года

Лояльный бренд — лояльный клиент

Миллениалам больше, чем другим потребителям важна лояльность бренда. При выборе между несколькими магазинами примерно одного класса и качества, представитель поколения Y скорее отдаст предпочтение тому магазину, у которого есть развитая программа лояльности — возможность копить бонусы и оплачивать ими покупки, скидочная система, спецпредложения для участников клуба, подарки и т. д.

Программы лояльности создают у покупателя ощущение, что он остался в плюсе: либо получил чуточку больше, чем ожидал, либо получил ровно то, что хотел, но за меньшую цену.

Это касается и финансовых продуктов: миллениалам важны не только условия по банковским картам, но и наличие удобного и простого мобильного банкинга, кешбэка, участия банка в различных кобрендовых программах, возможность получать денежные бонусы за пользование банковскими услугами и т. д. 

Я открыла карту, у которой помимо рублевого счета, есть опция создания валютных карт, сберегательных счетов и вкладов. Всеми этими продуктами я активно пользуюсь. Основной счет служит для получения зарплаты и оплаты покупок, валютные счета я использую в отпуске, с помощью сберегательных счетов и вкладов я откладываю и коплю деньги. Но это еще не всё. Я получаю кешбэк и процент на остаток по счету. Это невероятно здорово, когда банк платит тебе за каждую покупку, которую ты всё равно совершила бы, или за то, что ты просто хранишь какие-то деньги на карте.

Мария, 28 лет

Баланс между тратами и накоплениями

Популярным финансовым трендом последних лет стал финхакинг — оптимизация доходов и расходов с целью достижения максимальной эффективности. Если в 90-е и нулевые копить было не модно и на пике популярности была нарочитая демонстрация благосостояния и бесконечные люксовые и псевдолюксовые тренды, то сейчас популярность обретает рациональное и бережливое отношение к финансам. Человек, спускающий деньги на имиджевые вещи, выглядит анахронизмом и приветом из эпохи малиновых пиджаков и золотых цепей в два пальца.

Миллениалы понемногу откладывают, создавая финансовую подушку безопасности, или задумываются об инвестировании.

 

Я скачал специальное приложение для учета доходов и расходов. Вношу в него каждую свою трату. И ежемесячно откладываю по 15% от своих доходов, чтобы в случае чего не остаться без денег. Сейчас у меня накопилось 300 000 рублей. Я считаю, что это неплохая сумма, и надо бы вложить ее в какие-либо финансовые инструменты. Банковская доходность меня не устраивает, но на высокие риски я идти не готов. Задумываюсь о вложениях во внебанковский сектор. Например, о вступлении в КПК или инвестициях в МФО.

Святослав, 25 лет

Найти, сравнить цены, заказать доставку

Информатизация очень часто уберегает миллениалов от спонтанных покупок. Во всяком случае, если это касается приобретения крупных или дорогостоящих вещей. Миллениал сначала сравнит цены с помощью популярных агрегаторов и только потом настроится на покупку. Скорее всего он остановит свой выбор на магазине с самой низкой ценой при высоком рейтинге. 

Решил купить высокоточную прогеймерскую мышь SteelSeries Rival. Для компьютерной периферии цена у нее не самая маленькая. Покупать с переплатой очень не хотелось, поэтому я долго сравнивал цены в различных магазинах, внимательно читал отзывы и выбрал магазин, который предлагал и хорошую цену, и сервис на уровне.

Николай, 22 года

Потребительские привычки миллениалов — отражение эпохи высококонкурентной рыночной экономики. Финансовый сектор, ритейл и торговля развиваются в условиях постоянно совершенствующихся технологий: если 5—10 лет назад потребительские особенности, характерные для миллениалов, казались сверхпередовыми, то сейчас они становятся обыденностью. Выработанный в современных условиях паттерн поведения распространяется и на представителей старших поколений. Особенно эта тенденция заметна в развитых странах и крупных мегаполисах.

Теги

Получайте больше полезной информации

Никакого спама,
только качественные статьи

Финансовый словарь