Экономисты шутят: измерение финансовых показателей с помощью «Биг Мака», латте и «Оливье»

23.08.2018
Мария Макеева

Потоки цифр, коэффициентов и переменных, сложные расчеты, бесконечные столбцы таблиц и ломаные линии графиков, масса дефиниций и фундаментальных понятий — на первый взгляд, экономика кажется настолько серьезной наукой, что в ней нельзя найти места для шуток. На поверку это мнение оказывается неоправданным — в мире денег, белых воротничков и серьезных ученых существует масса понятий и инструментов, которые были придуманы шутки ради. Сегодня «Финстратегия» расскажет о самых необычных и смешных экономических индексах, которыми нередко пользуются для объяснения сложных вещей простым языком. В частности, поговорим о неофициальных показателях покупательной способности.

Что такое паритет покупательной способности?

Покупательная способность — это показатель количества товаров и услуг, которые можно купить на определенную сумму. Покупательная способность денег показывает состояние национальной валюты, для чего сравниваются показатели за нескольких лет. Например, 5 лет назад на 1000 рублей можно было купить 2 килограмма мяса, 4 пакета молока, 7 батонов хлеба, 5 кило картофеля, 2 пачки гречки и еще остались бы деньги на сладости к чаю. В следующем году на эту же сумму можно было позволить себе чуть более скромный продуктовый набор. А на текущем моменте тысячи едва хватит на то же количество мяса, хлеба и гречки, что и 5 лет назад. За список 2013 года сейчас придется заплатить примерно 1500 рублей. Это значит, что покупательная способность рубля за это время упала, а это говорит о росте инфляции.

На понятии покупательной способности (ППС) базируется теория ее паритета — возможности сравнивать различные валюты на основании того, сколько стоит один и тот же продукт в разных странах. К примеру, в России банка колы объемом 0,33 литра стоит 40 рублей, а в США — 1 доллар, значит 40 рублей условно стоят 1 доллар. Исходя из теории покупательной способности, доллар должен стоить именно 40 рублей (увы, лишь в теории!), ведь у банки колы равная ценность и в США, и в России. Если бы теория ППС работала в реальности, то один и тот же продукт стоил бы одинаково в разных странах, а курс обмена валют определялся бы стоимостью товаров.

Теория ППС стала катализатором возникновения «народных» индексов для определения положения национальных валют. Первым в череде шуточных экономических показателей стал индекс Биг Мака.

Индекс «Биг Мака»

Индекс «Биг Мака» был изобретен журналистами и финансовыми аналитиками журнала The Economist в 1986 году. Они предложили измерять покупательную способность разных валют стоимостью бургера «Биг Мак» в сети McDonalds. По мнению The Economist, бургер отлично подходил на роль экономического мерила, ведь рестораны McDonalds представлены во многих странах мира, соответственно стоимость «Биг Мака» отражает и налоговую нагрузку, и стоимость аренды в каждой из стран, и объемы производства продуктов, из которых он состоит, и многие другие экономические факторы.

Для определения стоимости той или иной валюты за основу берется стоимость «Биг Мака» в США, ее представляют как 100%. Затем берут цены на бургеры в других странах и переводят в доллары по актуальному на момент исследования курсу. После этого результаты сравнивают, используя процентное выражение. Таким образом, определяют степень недооценки или переоценки валют, то есть соответствие реального курса показателям ППС.

Шутка The Economist показалась общественности очень остроумной, в научный обиход вошло определение «бургерономика», а списки с индексом «Биг Мака» журнал стал публиковать ежегодно.

Но индекс «Биг Мака» столкнулся и с критикой. Стоит сказать, весьма обоснованной, ведь его использование позволяет делать только приблизительные и гипотетические выводы, так как в него не включены такие важные параметры как оценка конкуренции на локальном рынке, культурные особенности и запреты в разных странах (например, в Индии не употребляют говядину и традиционную котлету заменяют на другое мясо), затраты на транспортировку и многое другое.

Создатели индекса не претендовали на точность или истинность вычислений, и с самого начала обращали внимание читателей на шуточность своего исследования, однако они породили тренд, который не угасает до сих пор — для наглядности и популяризации знаний о финансах экономисты высчитывают ВВП по количеству бургеров и придумывают всё новые съедобные индексы.

Индекс латте

Последователями индекса Биг Мака стала аналитики из компании ValuePenguin, которые решили измерить ППС с помощью латте из Starbucks. Мерилом стал объем tall, составляющий 0,3 мл бодрящего напитка. А дальше всё по аналогичной с Биг Маком схеме: за основу была взята стоимость латте в США, с которой сравнивали цены на латте в кофейнях Starbucks в других странах мира. К слову, в 2016 году Россия была признана страной с самым дорогим латте в мире.

Индекс «Оливье»

Свой шуточный индекс есть и в России. В 2009 году газета «Труд» выпустила материал, где посчитала, во сколько обходится приготовление традиционного новогоднего блюда россиянам из разных субъектов федерации. По мнению экспертов издания, индекс «Оливье» куда точнее отражает показатели инфляции, чем официальная статистика Росстата. Росстат принял этот челлендж и теперь ежегодно в канун Нового года публикует показатели индекса «Оливье», основа расчетов — стоимость салата для семьи из четырех человек. В преддверии 2018 года было выяснено, что дешевле всего «Оливье» обходится жителям Калмыкии — всего 231 рубль, а самый затратный праздник ожидал жителей Чукотки — 531 рубль за то же количество салата.

__

С помощью шуточных индексов нельзя точно и достоверно измерить реальные экономические показатели, но отрицать их роль в популяризации финансовых знаний не приходится. «Биг Мак», латте и «Оливье» не помогут придумать антикризисные меры и не станут единицей измерения бирж, однако по аналогии с ними можно создавать собственные индексы, которые позволят вам измерить и оценить собственные финансовые возможности.

Теги

Получайте больше полезной информации

Никакого спама,
только качественные статьи

Финансовый словарь